Новости 04.02.2019

Сайт МБОУ "СОШ № 1" г. Шумерля Чувашской Республики

телефон: 8(83536)2-13-40   факс: 8(83536)2-95-99   e-mail: 1-shkola@1-shkola.ru

 

Новости 4 февраля 2019 г.

 

Семинар «Итоговая аттестация по русскому языку:

новые критерии оценивания и традиционные практики подготовки»

 

 

4 февраля 2019 года БУ ЧР ДПО «Чувашским республиканским институтом образования» Минобразования Чувашии совместно с корпорацией «Российский учебник» был проведен семинар по теме «Итоговая аттестация по русскому языку: новые критерии оценивания и традиционные практики подготовки» с участием методиста по русскому языку и литературе Низеньковой Марины Геннадьевны.

В ходе семинара были освещены следующие вопросы:

ЕГЭ-2019 по русскому языку: анализ заданий 2, 9-12, 21; практики подготовки обучающихся.

Задание 27 ЕГЭ по русскому языку: анализ формулировки задания, критериев оценки; практическая работа.

Устное собеседование в 9 классе: обзор проблем подготовки к итоговому устному собеседованию в 9 классе; техники и практики подготовки к устному собеседованию.

Использование ЭФУ (электронная форма учебников) для подготовки к итоговой аттестации: возможности ЭФУ; примеры интерактивных заданий; ресурсы образовательной платформы LEKTA.

На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями современной жизни. Знание как ценность перестало быть «символическим капиталом», оно превратилось в «средство преобразования ситуации», так как сегодня остро стоит вопрос о быстром приспособлении человека к слишком часто меняющимся условиям.

В контрольные измерительные материалы включены задания, проверяющие следующие виды компетенций:

- лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарны лингвистический анализ языковых явлений;

- языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдением языковых норм;

- коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь как в устной, так и в письменной форме, а также умением обрабатывать воспринятую информацию и создавать собственные высказывания на ее основе.

В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, а телевидение и компьютер, заменившие общение с книгой, не способствуют улучшению устной и письменной речи, особенно остро стоит задача мотивации обучения русскому языку. Поэтому первое, с чего начинается подготовка учащихся к выпускным экзаменам, - это постановка и осознание ими цели предстоящей работы, установка на деятельность, создание ситуации успеха на уроке, как один из путей активизации познавательной деятельности.

Подготовкой к выпускному экзамену является весь процесс обучения русскому языку с 5 по 9 класс. Но конкретно к экзамену в данной форме нужно начинать готовить детей со II полугодия 8 класса. Учащиеся знакомятся с формой проведения экзамена, требованиями, предъявляемыми на итоговой аттестации, выполняют задания, аналогичные экзаменационным. Работа по формированию речевых умений и навыков также ведется с 5 класса. Дети учатся не только грамотно оформлять текст с орфографической и  пунктуационной стороны, но и использовать в речи различные языковые средства, соответствующие стилю, теме и задаче высказывания.

В 9 классе необходимо давать задание составить текст по определенным параметрам (например, текст публицистического стиля на экологическую тематику, состоящий из 5-6 предложений, одно из которых сложносочиненное, одно – сложноподчиненное, одно – осложнено причастным оборотом, одно – сравнением). Подобные упражнения помогают детям лучше разобраться в строении предложения и избежать грамматических и речевых ошибок.

При подготовке к сжатому изложению, работая с текстом, в первую очередь дети определяют его основную мысль и грамотно формулируют ее. Затем главная информация отделяется от второстепенной. Особое внимание уделяется синтаксическим и грамматическим конструкциям текста. Способами тренировки также являются мини-изложения, свободные диктанты, фрагменты сочинения по проблеме, поднятой в тексте, т.е. экономные по времени виды речевой деятельности.

Эти умения не заложены от природы, их надо развивать у учащихся.

Психологами установлено, что упражнения или задания, выполняемые без чьей-либо поддержки, совершенствуют и укрепляют волевую сферу ребенка, тренируют учащегося в принятии решений, формируют умение защищать свои решения и мнения, воспитывают внимание, целеустремленность и стремление довести дело до конца. Поэтому при подготовке к экзамену в 9 классе большое внимание уделяется различным видам самостоятельной работы. Самостоятельная работа с учебником, анализ текста, членение его на части, формулирование заголовков частей, составление простых и сложных планов, подготовка устных и письменных сообщений, конспектирование статей – все эти виды работ направлены на развитие самостоятельности мысли учащихся. Следовательно, самостоятельная работа является прекрасным средством воспитания у учащихся самостоятельного мышления, готовности к принятию самостоятельных решений, что и потребуется от них на экзамене и в дальнейшей жизни.

Эти формы, пока мало опробованные в школе, вызывают больше вопросов.

Например, декабрьское сочинение, которое помогает оценивать умение писать тексты, чрезвычайно похоже на сочинение-рассуждение, предложенное в самом ЕГЭ по русскому языку.

В нем обучающийся должен продемонстрировать умение излагать мысли, аргументировать позицию, разбираться в ключевых философских и нравственных категориях, вроде честь и достоинство, а самое главное подбирать аргументы из литературных текстов. Оценивается сочинение по 5 критериям, а результатом будет зачет или незачет. Привлекать в качестве литературного аргумента можно любой материал, не только классические произведения, но и тексты современных авторов. В школах уже решили, как готовиться к этому сочинению, таким же образом, как и к ЕГЭ: методом натаскивания. Поэтому сказать, что сочинение в действительности что-то проверяет, сложно.

Еще один «потомок» ЕГЭ — устное собеседование в 9 классе, вызывает большие споры у учителей. Это дополнительная нагрузка на них, стресс для обучающихся, которые и так переживают по поводу предстоящих экзаменов.

Собеседование носит метапредметный характер, с помощью него проверяется коммуникативная компетенция обучающихся: их навыки общения и точного выражения мыслей. Она, безусловно, чрезвычайно важна, вся наша жизнь построена на общении с другими людьми, поэтому полноценный член общества должен уметь строить диалог. Такие простые навыки, как подготовленный и неподготовленный рассказ, пересказ, ответы на вопросы, дискуссия в группе или в парах развиваются на всех предметах, однако русский язык обладает более широкими возможностями в формировании коммуникативных умений. Там реализуется комплексный подход. Поэтому подготовка к устному экзамену ложится на плечи учителя русского языка и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 21.04.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения